Путин — о развитии российского образования: "Если мы не хотим отстать, мы всегда должны быть впереди"

России нужны современные, высококлассные специалисты, хорошо ориентирующиеся в цифровой среде и новейших технологиях. Для этого необходимо совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить экономику России грамотными кадрами. Согласно планам президента и правительства РФ, благодаря проводимым реформам, к 2020 году в топ-100 лучших вузов мира войдут пять российских учебных заведений.

В последние 18 лет российская высшая школа подверглась серьезной реформе. В 2000 году были внедрены стандарты профессионального образования. Затем был введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который освободил абитуриентов от дополнительного стресса из-за вступительных экзаменов и позволил сосредоточиться на выборе будущей профессии. ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников школ РФ, а также формой вступительных испытаний в вузы страны, начиная с 2009 года, однако до сих пор он вызывает много споров.

ЕГЭ: быть или не быть?

12 марта это вопрос поднял лидер ЛДПР Владимир Жириновский, вместе с коллегами по партии выступив за отмену ЕГЭ. Свою инициативу депутаты объяснили якобы резким ухудшением знаний выпускников школ, хотя и признали, что ЕГЭ помог искоренить коррупцию. Парламентарии из фракции ЛДПР внесли в Госдуму соответствующие поправки в закон «Об образовании».

«Подготовка к ЕГЭ больше напоминает дрессировку, чем познание и увлекательное творчество», — заявил Жириновский.

Отметим, что Владимир Путин, выступая в январе перед рабочими Тверского вагоностроительного завода, назвал систему Единого государственного экзамена (ЕГЭ) достаточно эффективной, при этом подчеркнул, что она может и должна совершенствоваться. В числе плюсов ЕГЭ президент назвал тот факт, что после его введения в столичных вузах резко возросло число абитуриентов из глубинки.

«У нас в стране талантливых людей примерно одинаково во всех регионах. И ЕГЭ уравнивает в этом смысле всех поступающих абитуриентов», — сказал Путин.

Конторы по «штамповке корочек» закрыть

Основной тренд современного высшего образования в РФ – это переход от количества вузов к качеству. Отметим, что в период с 1991 по 2010 год число российских вузов и их филиалов выросло вдвое. Институты и академии открывали все, кому не лень. В результате значительная часть вузов, по словам президента России, превратилась в «лаборатории по штамповке корочек».

Об этом не раз заявляли и в Рособрнадзоре. Глава ведомства Сергей Кравцов обнародовал удручающие результаты качества нашего высшего образования: 94% студентов, заканчивающих вузы, не способны работать по специальности из-за отсутствия необходимых знаний! Две трети старшекурсников завалили теорию по своей будущей специальности, а 94% — практику. Поэтому руководством страны и было принято решение избавиться от этих «рогов и копыт». И если в 2014 году в стране было 2486 вузов, то в 2017-ом осталось 1243.

«Это было вызвано необходимостью закрывать конторы «Рога и копыта», которые ничего не дают, кроме бумажки», — пояснил Путин во время встречи с рабочими другого предприятия – «Уралвагонзавода»  6 марта.

При этом президент подчеркнул, что решение о закрытии филиала принимает сам вуз при участии региона.

Все лучшее — лучшим

По версии QS, в 2017 году в топ-50 рейтинга лучших университетов стран БРИКС вошли 10 российских вузов. В лидерах — МГУ им. Ломоносова, который занял пятую строчку рейтинга. Как отметила министр образования и науки РФ Ольга Васильева, только за последний год число российских вузов, вошедших в Топ-100, возросло с 19 до 25. При этом каждый из университетов улучшил свои личные позиции.

Согласно планам, озвученным Владимиром Путиным в своем послании Федеральному Собранию, к 2020 году в Топ-100 лучших вузов планеты войдут пять российских вузов.

Избавление от балласта позволило правительству значительно увеличить расходы на образование, улучшить качество преподавательского состава и инновационное оснащение вузов, эффективнее реализовывать государственные образовательные программы.

Еще один положительный момент реформы высшей школы — объединение высшего профессионального образования с послевузовским. Благодаря этому образовательные учреждения получили возможность открывать на базе промышленных предприятий свои кафедры. Таким образом, компании стали создавать полноценные вузы.

Задачи на перспективу

Как отметил в комментарии сайт депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко, сегодня в образовании, особенно в высшем, нужно преодолеть тот провал, который образовался в 90-е годы по профессорско-преподавательскому составу.

«Из-за низкого уровня мотивации, как моральной, так и материальной, молодежь долгие годы не шла работать в вузы. И сегодня, особенно в гуманитарных областях, этот вопрос нужно решать», — сказал Онищенко.

Депутат также отметил, что среди предпринимательского сообщества должно быть четкое понимание того, сколько кадров нужно бизнесу. Это очень важно, тем более, в условиях бурного развития цифровой экономики.

«Когда поступал в медицинский институт, я точно знал, что после окончания вуза на всю жизнь буду обеспечен своей профессией. Сегодня человек, поступающий на первый курс, не уверен в востребованности его профессии через 20-30 лет. А некоторые не уверены, что будут востребованы уже после получения диплома. В быстро меняющемся мире все возможно. Поэтому сегодня очень важна мультипликативность в образовании,  способность быстро адаптироваться под требования времени, под условия экономики. Это очень важный принципиальный момент, ответа на который пока нет не только в нашей стране, но и у всех развитых экономик мира», — подчеркнул Онищенко.

Политик также отметил, что необходимо совершенствовать материальную базу вузов, их финансирование, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Отметим, что, по данным ОЭСР, Россия тратит на образование из всех источников 8% ВВП. Для сравнения: Южная Корея — 14% ВВП, США – 12%, но в этих странах ВВП на душу населения выше российского.

«Сегодня базовым условием лидерства России в новом технологическом укладе, где будут доминировать биотехнологии и цифровая экономика, является то, насколько мы сделаем адекватным наше общее базовое образование, и самое главное – высшее, которое готовит специалистов для всех отраслей нашей экономики. Именно так бы я сформулировал задачи, которые сегодня стоят перед нашим образованием. А здесь уже и финансирование, и материальная база, и преподавательские кадры», — заключил политик.

Как отмечалось на Правительственной комиссии, состоявшейся 9 февраля 2018 года, в России должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями в области цифровой экономики. Необходимо больше выпускать ИТ-специалистов и тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей.